Аннотация:Общемировое экспоненциальное развитие бизнес процессов и эволюция форм организационных форм является логичным следствием развития управленческих и информационных технологий.
Совершенной формой организации бизнеса становится корпорация. Согласно одной из распространенных гипотез (соответствует континентальной системе права) корпорация – это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально-полезную деятельность. В рамках определения можно выделить следующие признаки корпорации:
1. наличие юридического лица;
2. институциональное разделение функций управления и собственности;
3. коллективное принятие решений собственниками и (или) наемными управляющими.
Мы видим, что в число корпораций, согласно закону, включены акционерные общества, товарищества (полные, коммандитные), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги), производственные и потребительские кооперативы, коллективные, арендные предприятия, а также государственные предприятия и учреждения.
В англо- саксонской системе права понятие корпорации более сужено и основной формой выступает Акционерное общество. Большинство международных корпораций организованы в форме акционерных обществ, основной целью которых является увеличение стоимости и роста активов компании в интересах акционеров и всего общества.
Корпорации «вынуждены» постоянно думать о развитии и именно в их рамках разрабатываются и внедряющие лучшие управленческие технологии и технические инновации, способствующие росту компании.
Особо ценным управляемым ресурсом и фактором конкурентного преимущества для компаний становится система внутренних знаний, полученных из внешней среды и внутреннего опыта компании, управление которыми получило название «управление знаниями»(«knowledge management»). Качественная организация и управление системой знаний в компании является одним из важных факторов корпоративного роста.
Исходя из целей корпорации, можно определить критерии корпоративного роста:
• Рост котировок ценных бумаг компании на фондовом рынке, что приводит к росту стоимости компании и прибыли инвесторов;
• увеличение объема продаж компании, выход компании на новые рынки сбыта продукции;
• снижение совокупных издержек и рисков компании;
• информационная прозрачность и подотчетность компании, увеличение инвестиционной привлекательности;
• рост инновационных и научно – технических открытий компании;
• совершенствование организационной структуры корпорации, системы управления и внутренних бизнес процессов.
В соответствии с теорией фазовых трансформаций в управлении, созданной в 1972г. Л. Грейнером и совершенствованной компаний BCG( Boston consulting Group), существует 5 стадий в системе корпоративного управления и показывает важность развития компетенции компании в области управления нематериальными активами, и в частности – управлении знаниями:
1. Фаза управления бизнес-идеей. Этап основания компании, создание и развитие коммерчески выгодной идеи развития. Нет организационных ролей, решения принимаются коллегиально. Предприятие имеет пузырьковую структуру, определенные подразделения отсутствуют. Важны знания, опыт и компетенции всех сотрудников. Этап становления стратегии, корпоративной культуры и команд, бизнес процессы носят сетевой характер.
2. Фаза управления функциями – стадия формализации и построения структур. Собственных знаний у основателей не хватает, требуемые для развития функции начинают выполнять наемные специалисты.
3. Фаза управления процессами – стадия делегирования и диверсификации. Суть систем управления на этой стадии – объединение персонала по признаку результата деятельности. В работе П. Друкера этот принцип носит название «управление по целям».
4. Стадия управления сетями – стадия координации. Управление бизнес процессами дочерних компаний корпорации. Формирование систем знаний компании, основанных на корпоративной культуре, развитие брендов, экспансия на новые рынки.
5. Стадия управления нематериальными активами – стадия синергии и сотрудничества. Управление переходит в фазу создания альянсов и управление интеллектуальной собственностью. Самая активная стадия управления знаниями. Компания осознала необ- ходимость накопления внутреннего опыта компании и систематизированного управле- ния внешней информацией. Управление знаниями – это создание условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации внутри компании. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем сотрудникам корпорации и за ее пределами(партнеры, государство), для которых эти знания необхо- димы для повышения эффективности деятельности компании.
Внутри корпораций, как западных, так и российских, создаются отделы, ответст- венные за управление знаниями. Центральное звено системы – информационно – анали- тический отдела или «центр знаний». Отдел формируется из представителей отдела управления человеческими ресурсами (HR) и специалистов департамента информацион- ных технологий (IT). В задачи отдела входит составление «карт знаний», кастомизация информации, создание корпоративных порталов, разработка и проведение обучающих программ, создание мотивационных программ, стимулирующих обмен необходимыми знаниями между сотрудниками. Часто «центр знаний» компании входит в департамент внутренних коммуникаций или управление по развитию бизнеса и возглавляется одним из Вице- президентов компании ( в международных компаниях – Chief Knowledge Officer).
Управление знаниями – это не одна конкретная технология, а новый уровень управления компанией, способствующий развитию бизнеса и стимулирующий корпора- тивный рост.