Аннотация: В современной политике и геополитике используется на практике много инструментов, родившихся в недрах концепций политической философии. Одним из таких инструментов является концепт «мягкой силы»(soft power) и «жесткой силы»(hard power). В политологических исследованиях под жесткой властью чаще всего подразумеваются силы военного, экономического, административного, правового и иного принуждения. Субъективно власть, обозначаемая термином hard power, воспринимается как давление и диктат внешних сил, которым субъекты вынуждены уступать и подчиняться в силу материального и социально-статусного превосходства источников hard power. Сила «мягкой» власти, напротив, действует таким образом, что субъект свободно и добровольно ей подчиняется, воспринимает ее предписания как результат своего самостоятельного выбора. «Мягкая» властная сила достигает своих стратегических целей, не прибегая к внешнему материализованному насилию. Ее инструментами влияния выступают интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы. «Мягкая» сила осуществляет свое воздействие на знаково-символическом и идейно-ценностном уровнях.
Существует профессиональных исследователей, мнения которых на теоретическую суть данных вопросов близка, но интерпретируется по- разному. Среди исследователей: Мишель Фуко, Джудит Баллер, Юрген Хабермас, Жан Бодрийяр и др.
Впервые в качестве категории, обозначающей особого рода внешнеполитический властный ресурс, понятие «soft power» стало применяться в работах Джозефа Ная – американского специалиста в области международных отношений, бывшего заместителя министра обороны США в администрации Б. Клинтона, а ныне – декана Школы управления имени Кеннеди в Гарвардском университете. Суть «мягкой» силы Джозеф Най разъясняет путем сравнения ее с традиционными «жесткими» способами внешнеполитического воздействия. Под «жесткой» силой исследователь подразумевает использование во внешней политике таких властных средств, как вооруженное насилие, военное вмешательство, экономическое давление, подкуп. Жесткая» сила, или «жесткое» могущество, – это способность к принуждению, обусловленная материальной мощью страны. Главными методами данного вида воздействия являются методы «кнута и пряника». В противоположность «жесткому» способу влияния, отмечает Най, «мягкая» сила – это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения и подачек. «Мягкое» могущество подразумевает использование в качестве ресурсов властного влияния привлекательных политических имиджей и культурных ценностей, транслируемых средствами массовой информации. Мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами. Оно проявляется в вовлечении в процесс сотрудничества без угроз и поощрений [1].
Для достижения целей, необходимо чтобы жители других стран хотели бы потреблять то же самое, что пропагандируется в США. А затем, чтобы широкие массы в странах-объектах доминирования решили, что все это потребительское изобилие обеспечивают либеральная экономика и многопартийная демократия, максимальная свобода и максимальные права каждого человека, а также широкий плюрализм индивидуальных ценностей. И захотели такой государственной системы, которая создаст перечисленное потребительское изобилие для каждого. Для применения этой системы в глобальном масштабе, существует мощная информационно-пропагандистская машина. Такую машину США создавали много десятилетий. Сначала – для удержания пропагандистского преимущества в холодной войне. Затем – для подавления всех идеологических альтернатив и реализации концепта «мягкой силы». Информационно-пропагандистская инфраструктура в виде крупнейших информагентств, киноиндустрии, сети телеканалов и радиостанций, печатной прессы и интернета. Начало было положено во время «холодной войны». Еще в 1973 году профессор Гарварда Джин Шарп написал книгу «198 методов ненасильственных действий» в которой развивал теорию и практику так называемой ненасильственной политической борьбы (сокращенно НПБ). С этого времени «мягкое» давление и дестабилизация других государств происходит системно. Согласно Д. Шарпу, существуют следующие принципы ненасильственной политической борьбы:
• Сила государства основана на сотрудничестве с населением и его послушании;
• если граждане прекращают взаимодействие с режимом, то он быстро теряет опоры, на которых держится.
• у власти есть две главные опоры: авторитет и убежденность общества в том, что власть превосходит общество во всех «ключевых» ресурсах.
Соответственно, стратегия НПБ направлена на то, чтобы подрывать авторитет власти и блокировать ее основные ресурсы. А именно, необходимо блокировать ресурсы человеческие (массы и группы, готовые подчиняться и содействовать власти), ресурсы интеллектуальные (помогающие власти принимать правильные решения), ресурсы психологические (массовые стереотипы властно-государственной лояльности), ресурсы материальные (контроль власти над хозяйственной и финансовой сферой, инфраструктурой, транспортом, связью), ресурсы силовые (позволяющие власти реализовать нужные санкции в отношении ее противников)[2]. Также автор подчеркивает, что самая эффективная фаза применения технологий НПБ – та, когда власть находится в состоянии неопределенности (это, прежде всего, выборный цикл). А необходимое условие – мобилизация на уличные акции НПБ крупных масс населения, способных парализовать жизнеобеспечивающую инфраструктуру (транспорт, связь, доставка продовольствия, уборка мусора и т.д.) столицы. Вокруг теории Шарпа начали появляться международные организации, через которые фактически реализовывались «цветные революции»: «Международный центр по ненасильственным конфликтам», институт Альберта Эйнштейна, Национальный фонд США в поддержку демократии, Центр прикладных ненасильственных акций и стратегий» (CANVАS), неправительственная организация «Фридом Хаус», др [3].
Именно эти организации, используя концепцию «мягкой силы», предложенной Д.Найем, организовали и провели последовательную государственную дистабилизацию и последующую смену власти в Чехословакии и других странах Восточной Европы (1989 г.), «Бульдозерная революция» в Югославии (2000 г.), «Революция роз» в Грузии (2003 г.), «Оранжево-апельсиновая революция» на Украине (2004 г.), «Тюльпановая революция» в Киргизии и «Кедровая революция» в Ливане (2005 г.), «Революция цветов» в Молдавии (2009 г.), повторная «Дынная революция» в Киргизии (2010 г.). Крупных «проколов» в этой серии «спецреволюций» было немного: неуспех «Васильковой революции» в Белоруссии (2006 г.), «Революции цветов» в Армении (2008 г.) и «Фиалковой революции» в Иране (2009 г.). А в 2011 г., попытки инициирования цветных революций приобрели – в ходе «арабской весны» – невиданный «конвейерный» темп и размах: Тунис, Египет, Ливия, Сирия.
Список литературы:
1. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХI, 2004. № 10. С. 33-41.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia,1999. 956 с
3. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // ПОЛИС, 2009. № 5. С. 41-54