Место издания:Психологический институт Российской академии образования (Москва)
Первая страница:130
Последняя страница:136
Аннотация:Развитие цифровых технологий в образовании способствовало формированию автономного обучения учащихся с возможностью сетевого взаимодействия. Ярким примером такой образовательной среды являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), в которых образовательные Интернет-технологии и глобальная связь людей способствуют тому, что обучающиеся сами направляют собственное обучение, в том числе в общении с другими в неформальном режиме. Одной из ключевых проблем обучения в этих курсах является нерегулярное и фрагментарное участие обучающихся, что снижает вероятность полного завершения курса и успешной аттестации. Рассматриваются различные факторы, влияющие на успеваемость учащихся (вовлеченность учащихся, их намерение завершить курс, стремление к карьерному продвижению), а также связь успешного освоения курса с различными способами саморегулирования (самоэффективностью, постановкой целей, обращением за помощью). Интерес к изучению саморегулируемого обучения связан с распространением непрерывного образования на протяжении всей жизни, которое к тому же становится менее формальным. Анализируется понимание саморегулируемого обучения как связанного с самоопределением учащимся содержания, графика и способов обучения (понимание в широком смысле) и как многокомпонентной системы, включающей метапознание, мотивацию и активное поведение, направленных на собственное обучение (понимание узком смысле). Рассматриваются связи саморегулируемого обучения с другими понятиями (метапознание, самостоятельное обучение, самоорганизованное обучение, персонализированное обучение). Обсуждается роль составляющих саморегулируемого обучения (интереса к задаче, соблюдения графика, самоэффективности и ориентации на цель), которые обеспечивают успешное завершение массовых открытых онлайн-курсов. Последние предлагается также рассматривать как методический ресурс изучения и развития саморегулируемого обучения за счет учета и анализа объективных данных о действиях обучающегося в цифровой образовательной среде. В заключение намечаются перспективные направления будущих исследований: разработка прогностических моделей, систем обратной связи и возможностей персонализированной поддержки саморегулируемого обучения.