Аннотация:раматурга и актера Уильяма Шекспира (1564-1616) и епископа Уинчестерского Томаса Билсона (1546/7-1616) связывает в истории минимум один документ. Мы впервые попытались прояснить характер связи между этими двумя фигурами не на зыбкой почве отсутствующих документальных свидетельств, а на основе изучения их сочинений. В статье сравниваются образы облеченного «Божьим мечом» правителя, нарисованные в проповеди епископа Уинчестерского на коронации Якова I (1603) и в пьесе Шекспира «Мера за меру» (1604). Исследование показало, что драматург был знаком с текстом проповеди, но трактовал отдельные ее тезисы отлично от епископа, опираясь на Евангелия и смысл всего Послания к Римлянам, а не одной лишь 13-й главы. В статье делается вывод, что два образа начальника существенно отличаются в определении меры милосердия и жестокости, в понимании «грехов, которые взывают к небесам об отмщении», в признании модельной роли поведения правителя, в допущении возможности раскаяния и осознании высшей ценности человеческой жизни. Дискуссия о правах и обязанностях правителя, идущая в храме и на сцене, обретает особую актуальность в пору воцарения в Англии нового монарха. В «Мере за меру» Шекспир распространяет на правителей требования, обращенные Богом ко всем людям. В этой мысли, озвученной Герцогом, также узел полемики с Н. Макиавелли, который в трактате «Государь» придал исключительность сфере государственного управления и вывел государя из-под Божьих законов.