Аннотация:Анализируются научные исследования, авторы которых обосновывают концепцию интеллектуального потенциала и определяют методологические основания для диагностики и развития интеллектуального потенциала молодежи. Рассмотрено понятие «интеллектуальный потенциал» с позиции различных методологических подходов. Авторами статьи показаны преимущества молодежи в формировании интеллектуального потенциала: скорость освоения новых компетенций, высокая креативность, низкое репродуктивное торможение при освоении деятельности. Выявлены проблемы формирования интеллектуального потенциала молодежи России. Выделены компоненты интеллектуального потенциала, среди которых особое место занимают мотивация освоения знаний, умений, навыков, готовность к риску и неопределенности, информационная культура и др. Предложено определять интеллектуальный потенциал молодежи исходя из уровней развития его компонентов. Описаны требования к образовательной среде для формирования интеллектуального потенциала современной молодежи. Сделан вывод о том, что интеллектуальный потенциал современной молодежи необходимо формировать в определенной образовательной среде при соответствующих условиях.