Аннотация:Рассмотрены особенности интеллектуального анализа данных, позволяющие обеспечить его активное применение к задаче выявления повреждений. Предложены подходы к выявлению повреждений в процессе движения беспилотных летательных аппаратов. Проведено многократное моделирование движения нормальных и поврежденных аппаратов, претерпевших как изменение формы корпуса, так и искажения показаний датчиков вследствие обледенения. Расчеты проводились как для детерминированных, так и для случайных характеристик повреждения элементов исследуемого объекта, причем рассматривались не только независимые, но и перекрестные сочетания для формы объекта и датчиков. Было протестировано около 30 индикаторов состояния и выявлены наиболее надежные показатели наличия повреждений как для изменений формы, так и для искажений показателей датчиков. Показана способность оценивать наличие повреждений на основе расчетов индикаторов по результатам измерений угловых скоростей, наклона траектории и углов атаки.