Аннотация:В статье впервые в сопоставительном ключе проанализирован образ Петра I в мемуарах двух французских писателей-современников Филиппа де Данжо (1638‒1720) и Сен-Симона (1675‒1755). Показана как преемственность Сен-Симона по отношению к мемуарам Данжо, так и способы и приемы их оригинальной литературной обработки. Выявлено влияние мировоззренческих установок обоих литераторов, их политических взглядов на трактовку фигуры Петра Великого. Сделан вывод о том, что для Данжо Петр I остается «курьезом», а для Сен-Симона становится образцом просвещенного монарха, царствующего аскета, стремящегося к знанию и преобразованию своей державы. В этом качестве Петр I противопоставлен развращенному и стремящемуся к наслаждениям французскому двору эпохи Регентства. Доказано, что Сен-Симон стоял у истоков «петровского мифа» во Франции. Выявлены различия в поэтике мемуаров Данжо и Сен-Симона. Лаконизм и фактографичность Данжо оттеняет мастерство психологического портрета и широту обобщений Сен-Симона-моралиста и мыслителя.