Аннотация:Для отечественной истории начала ХХ века весьма значимым и знаковым событием было открытие деятельности Государственной думы, явившее собой «народное представительство» в системе правления Российской империи, означавшее становление парламентаризма в России. Методология «memory studies» позволяет обогатить объяснение драматической истории Государственной думы включением в сферу внимания историка моделей поведения депутатов, мотиваций их поступков и деяний, предлагает историку новую оптику видения этого института власти как образа, запечатленного в памяти депутатов: в их дневниковых записях, составленных во время заседаний думы, и в мемуарах, написанных за границей. На первый план для историков, работающих в жанре «memory studies», выступает «образ эпохи»: исторические события в восприятии их современников, участников, очевидцев, а также индивидуальный опыт, рациональные оценки и эмоциональные переживания, запечатленные в дневниках, переписке, мемуарах, то есть, в текстах, представляющих одну из категорий источников изучения исторической памяти. В этих текстах прослеживается зависимость жизненного пути депутатов, представителей политической элиты России , их персональных историй от судьбы Российской империи. Эта «зависимость пути» проявляется в связке «память-идентичность-травма», которая находится в центре внимания такой области как “memory studies”.