Аннотация:Предмет статьи: проблематика интертекстуального преломления в современном художественном дискурсе. Объект статьи: «диалог» в русской прозе конца ХХ-начала ХХI вв.. Цель проекта: актуализировать идеи М.М. Бахтина для современного литературоведения. Методология работы: контекст изучения научного творчества М.М. Бахтина с помощью литературоведческого и культурологического подходов. Результаты работы: пародия, способствующая построению иной художественной парадигмы, в культуре XXI вв. оказалась явлением довольно редким, поскольку интертекстуальные стратегии перестали вести к выстраиванию на интерпретативном раз-граничении по линии авторства лирической интонации осмысления и переосмысления. Область применения результатов: диалог, отразивший новый многоуровневый путь исследования работ Бахтина, как основа формирования новой художественной парадигмы. Вывод: в развитии художественного дискурса рубежа XX–XXI вв. отчетливо вы-деляются два вектора: первый занимается поиском новых художественных средств выражения и вызван по-требностью в осмыслении произошедших на уровне лингвокультурного поведения перемен и стремлением к определенному синтезу; второй вектор характеризуется возвращением в сферу нерефлективного дискурса. Ключевые слова: интертектуальность, диалогизм, пародия, художественный дискурс.