Аннотация:Широко распространённое упрощённое понимание концепции устойчивого развития (УР) и стратегии образования для устойчивого развития (ОУР) плохо совместимо с возрастающей природной и социальной неустойчивостью мира. На самом деле УР и ОУР позволяют быстрее сориентироваться в условиях кризиса. Концепция УР означает отказ от любых действий, которые могут осложнить жизнь. Стратегия ОУР не сводится к знакомству населения с природоохранными задачами и способами их решения. ОУР призвано содействовать интеллектуальному развитию широких слоёв населения − способности предвидеть последствия своих действий, умения самостоятельно находить решения любых проблем, навыков самоорганизации и самообразования. В основе ОУР инициативный подход к обучению, а не полнота и точность воспроизводства знаний, долгое время считавшиеся главными в образовании. При таком подходе на первом месте находятся умения получать любые знания и навыки, поэтому необходима большая самостоятельность учеников. Поиск решений, а не запоминание, позволяет привыкнуть действовать самостоятельно в нестандартных условиях, что необходимо в неустойчивом мире. Переход на модель инициативного обучения уже давно назрел и даже частично происходит, но медленно. Инициативное обучение идёт по удлиненному пути − через ошибки и постижение пределов применения закономерностей и правил. Инициативное обучение занимает больше времени, чем репродуктивное, поэтому его трудно в полной мере осуществить, не меняя традиционное образование. Согласно модели инициативного обучения, лежащей в основе ОУР, образование становится непрерывным и пожизненным. Сокращение числа обязательных разделов происходит при одновременном расширении учебных программ и свободы выбора учащимися курсов, разделов и заданий, прорабатываемых ими углублённо. Освоение знаний становится мозаичным, однако этот недостаток в полной мере компенсируется глубиной усвоенных знаний и стремлением самостоятельно восполнить их пробелы.