Аннотация:Экстренный повсеместный переход образовательных организаций надистанционный формат работы актуализировал ряд проблем, с которымипришлось столкнуться преподавателям вузов. Необходимость соблюдениярежима самоизоляции в период пандемии коронавируса COVID-19потребовала от преподавателей форс-мажорного перевода образовательногопроцесса на новые цифровые платформы, освоения новых технологий,формирования нового контента с учетом требований интерактивнойстудентоориентированной онлайн-среды. Кроме того, довольно остропроявилась личностная неготовность преподавателей к применениюдистанционных технологий, отказу от старых стереотипов педагогическойдеятельности. Как показывают исследования, подобного рода экстренныежизненные ситуации (такие как пандемия) могут стать импульсом измененияне только образовательного процесса, но и повышают интеллектуальнуюактивность педагога, способствуя появлению в его профессиональнойдеятельности нового вида педагогических технологий. Преподаватель либопреодолевает трудности, корректируя свою учебную и методическуюдеятельность, либо создает педагогически некомфортную ситуацию,испытывая неловкость за недостаточность методической компетентности,занимая при этом внешнеобвинительную позицию [1, с. 170]. Проведенный вмае 2020 года анонимный онлайн-опрос позволил определить степеньготовности преподавателей российских вузов к работе в дистанционномформате в условиях самоизоляции. Выявлено, что большинствопреподавателей имеют высокие показатели дискомфорта и психологическойнапряженности. Педагоги не были готовы работать исключительно вдистанционном формате. Опрос показал, что самооценка измененияпрофессионального мастерства различается у группы молодыхпреподавателей, не имеющих ученой степени, и группы возрастныхпреподавателей, кандидатов и докторов наук, уже имеющих на моментопроса значимый профессиональный статус. Определено, что при наличиидовольно высокой психологической нагрузки, сопровождавшей работу впериод пандемии, респонденты довольно успешно преодолели ее,актуализировав позицию профессионального развития, что свидетельствует одовольно высоком адаптационном потенциале вузовских преподавателей.Экстренная смена режима работы, необходимость овладения новымитехнологиями, формами обучения не явились непреодолимым 80фрустрирующим фактором, а стали новыми мотиваторамипрофессионального роста. Тем не менее требует особого изучения вопрос«психологической цены» такой адаптации преподавателей, анализапоследствий перенесенного стресса, повышенной нервозности, высокихтрудозатрат, которые сопровождали полный переход на дистанционноеобучение в период пандемии