Аннотация:Статья посвящена официальному пониманию принципа «народность» в рамках триады «Православие. Самодержавие. Народность», сформулированной министром народного просвещения С.С. Уваровым (1833-1849). Предшествующая историографическая традиция склонна рассматривать третий элемент триады как нечто, принципиально отличающееся от западной идеи нации. Автор статьи рассматривает уваровское понимание в контексте его взглядов на человеческую и российскую историю, а также представлений уваровского круга. Наибольшее влияние на уваровские представления оказал Н.М. Карамзин, а также дискуссия о «народности», развернувшаяся в 1823-1825 гг. по инициативе кн. П.А. Вяземского. В статье сделан вывод о том, что Уваров считал факт существования в России «нации» исторически непреложным, но рассматривал ее как государственное образование, включающее в себя и саму самодержавную власть. «Национальные начала» России, по мнению министра, заключались в ее «народности» и «стоящими» на ней православием (народной верой) и самодержавием. «Народность» означала исторически обусловленные особенности русского народного (национального) характера. При этом именно «народность» обеспечивала непоколебимость Алтаря и Престола, и от правильного развития «народности» зависели будущие судьбы России и ее государственности.