Аннотация:Цель настоящей статьи – представить картину актуальных творческих поисков в станковой эмали России, кото-рая признается ярким самобытным феноменом мирового искусства. Доминирующей тенденцией поисков является амбива-лентное стилеобразование – одновременная направленность на сохранение старинного декоративного языка и на ради-кальное экспериментаторство в русле глобальных художественных, культурных, общественных процессов. Данная тен-денция претворяется на паритетных началах, благодаря потенциалу условности, формальной гибкости и содержатель-ной глубины языка, и рассматривается как естественное развитие классической традиции выемчатой и перегородчатой эмали, которая сформировалась в Византии в IX–XII вв. и была воспринята на Руси в X в. Исследуются идеологические, технологические, эстетические предпосылки поразительной жизнеспособности традиции. Прежде всего, акцентируется момент совпадения идейных установок и реальных практик в русских стилизациях византийских прототипов и в русском авангарде начала XX в. – общность формально-композиционных приемов абстрагирования от действительности. С от-крытиями чрезвычайно влиятельного авангарда связывается нынешняя установка отечественных мастеров на разработ-ку природных возможностей языка, которые помогают станковой эмали удерживать позиции на самом высоком уровне современного искусства