Вопрос делегирования полномочий в послании папы Иннокентия I к Руфу ФессалоникскомустатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 ноября 2021 г.
Аннотация:В статье анализируется послание 412 года папы Иннокентия I (402–417) епископу Фессалоники Руфу, сохранившееся в составе так называемого Фессалоникского собрания — подборки папских писем иллирийским епископам IV–V вв. Послание является распорядительным документом, посредством которого папа наделяет епископа Фессалоники полномочиями в отношении церковного судопроизводства в Восточном Иллирике, префектуре Восточной Римской империи. Задачей статьи является изучение и выяснение состава и характера этих полномочий, а также тех правовых оснований, которые позволили Папе Римскому считать, что он обладает властью такие полномочия делегировать. Иннокентий I наделяет Руфа Фессалоникского правом принимать от церквей провинциального уровня апелляции «вместо» (vice) папы, что дало повод исследователям говорить о создании Иннокентием фессалоникского папского «викариата». Иннокентий также предписывает Руфу географические границы новой юрисдикции и порядок рассмотрения «церковных дел» в этих границах. Автор статьи делает предположение, на каких конкретно канонических и государственно-административных постановлениях римский епископ мог основывать свое восприятие наличия у него полноты церковной власти и как это восприятие влияло на состав и характер делегируемых фессалоникскому епископу прерогатив. Представление римских пап о наличии у них полноты церковной власти, которую они могут делегировать на более низкие, по их мнению, уровни церковного управления, сравнивается с римской государственно-правовой системой, в рамках которой полнотой власти обладал император, делегировавший свои судебные и административные полномочия сановникам империи, которые обозначались термином vice sacra iudicantes. Автором делается вывод, что Римский папа действовал в рамках той же логики. Между тем, гражданские чиновники, обозначаемые термином vice sacra iudicantes, далеко не всегда назывались викариями. Потому представляется неуместным прилагать к епископу Фессалоники не зафиксированный источниками титул «папского викария», а к церквам Восточного Иллирика наименование «папского викариата».