Аннотация:Ко-эволюция человека с трансдисциплинарной антропогенной средой приводит к универсализации профессиональной деятельности, прививая интеллекту мысли-смыслы. Рассудочно-разумное умозрение современной рациональной культуры не поддержано традиционным образованием. Мышление занято смыслами Интернет-приложений и цифрового мира больших данных. Их понимание нуждается в содействии рефлексии субъекта. Требуется синтетическое восприятие ПОЗНАНИЯ и развитие самосознания. Искусственный интеллект (ИИ) как пожизненный партнер обеспечит адаптивный баланс реальных-идеальных представлений с помощью мышления, опирающегося на конкретную самоочевидность абстрактного, выраженного математически. Этим смысловым фундаментом знаний третьего мира является когно-онтологическая база. Её использование позволит преодолеть «немоту» ясности сознания решением проблемы универсалий. Имеется средство восстановления единства индуктивного и концептуального, обеспечивающее глубокое обучение человека. Это аксиоматический метод. Технологии обучения основана на реализации Личностного Образовательного Места для когнитивного партнерства с ИИ. С помощью творческих функций сознания-мышления происходит синтез представлений в форме идеал-образ и идея-мысль. ИИ поддержит автопоэзис мышления-сознания и выведет мышление на уровень трансдисциплинарных смыслов, залог успешного междисциплинарного труда и познания мира систем.