Аннотация:В статье проанализированы современные барьеры для инновационного предпринимательства на российских рынках, создающие препятствия для рыночной эффективности.Целью исследования является авторская попытка переосмысления роли основных барьеров на пути создания конкурентоспособный российских стартапов, выявление ключевых факторов провала российских новых высокотехнологичных компаний в сферах информационных технологий, биотехнологий, медицины и фармацевтики, а также актуальный взгляд на сравнительную значимость и секторальные особенности этих факторов.Дизайн/методология/подход. Для выявления условий и обстоятельств, с которыми могут быть тесно связаны неуспешные запуски стартапов, с учетом существующих научных подходов разработана методология и проведено интервьюирование участников стартапов, дана сравнительная количественная оценки и составлен рейтинг существующих барьеров. Все это позволило сформулировать основные причины провалов российских стартапов, Результаты исследования показали, что неудачи российских высокотехнологичных стартапов тесно связаны, прежде всего, с проблемами продукта и рынка: трудностями формирования адекватного предложения востребованных товаров и услуг, неверного выбора стратегии продвижения, ограниченностью маркетинговых коммуникаций с потенциальной клиентской аудиторией, отсутствием каналов сбыта, узким целевым потребительским сегментом. Другие барьеры обусловлены нехваткой денежных ресурсов (неграмотное финансовое планирование, ошибки инвестиционного проектирования, недооценка издержек), а также вопросами управления и организации работы компании (формирование сплоченных профессиональных команд и отсутствие лидерских качеств у руководителей).Практическая значимость. Исследование показало, что основные факторы, которым руководители и сотрудники компаний-высокотехнологичных стартапов должны уделять особое внимание, чтобы свести к минимуму риски неблагоприятного исхода для своих бизнес-начинаний, лежат в сфере исследования целевых рынков, маркетинга и стратегического управления.Оригинальность и научная ценность проведенного исследования состоит, наряду с выявлением и классификацией актуальных барьеров, также и в том, что оно способствует пониманию отраслевой специфики высокотехнологичных стартапов для предотвращения их краха.Ключевые слова: высокотехнологичный стартап, рыночная эффективность, экономические барьеры, маркетинг инновацийJEL: M13, O32