Аннотация:В статье представляются основные дефиниции психофизиологического подхода к категории «здоровье», которые позволяют наполнить содержанием методологию «здоровьесберегающей педагогики». Доказывается важность контроля качества роста и развития детей, количества их здоровья в текущей работе школы. Раскрываются подходы к разработке методов и средств формирования, развития и сохранения здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Цель статьи - раскрыть методологические аспекты здоровьесберегающей педагогики с акцентом на начальную школу, представить практические результаты многолетней реализации этих идей в школьных образовательных учреждениях Ростовской области. Методология. Здоровье школьника в контексте обсуждаемых проблем является категорией не только медицинской или философской, но и психофизиологической, объединяющей способности ребенка адекватно функционировать, развиваться в заданных условиях. Здоровье - это в первую очередь способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию безусловнорефлекторных, инстинктивных программ, фенотипического поведения и умственной деятельности, направленных на социальную, культурную, духовную сферы жизни ребенка конкретного возрастного периода. В статье постулируется, что категория «здоровье» становится все более существенным компонентом разработки концепций модернизации системы образования, организации текущей работы в образовательных учреждениях.