Аннотация:Постановка проблемы. Внедрение методов и средств цифровой трансформации промышленности и социальной сферы ставит новые задачи. Одна из таких задач - управление активными системами, при котором недостаточно простой регистрации и идентификации инициаторов действий, а необходима более глубокая оценка их состояния, в том числе психофизического и эмоционального. При этом надо проанализировать методы и средства распознавания эмоционального состояния человека, а также подходы к автоматизированному распознаванию эмоционального состояния человека на основе первичных, вторичных и более сложных признаков. Основное внимание следует уделить комплексному подходу к распознаванию эмоционального состояния человека по результатам анализа визуального и аудиоканалов с использованием алгоритмов нейросетей и компьютерной психики. Цель. Формализовать методы и разработать средства распознавания эмоционального состояния человека по комплексным аудиовизуальным критериям. Результаты. Проанализировано программное обеспечение для распознавания эмоционального состояния человека: FaceReaderNoldus, EmoDetect, FaceSecurity, Microsoft Oxford Project Emotion Recognition, eMotion Software, MMER_FEASy. Исследованы методы, используемые для распознавания эмоционального состояния человека по его лицу, такие как метод основных компонентов, метод Виолы-Джонса, сравнение шаблонов, нейронная сеть Хопфилда, метод на основе локализации ключевых точек на лице и метод на основе информации о текстуре. Отдельно проанализированы методы распознавания эмоционального состояния человека по его речи. Предложено решение для многоуровневого распознавания эмоционального состояния человека на основе использования алгоритмов нейросетей и компьютерной психики. Практическая значимость. Разработанный подход может быть использован для различных цифровых приложений, начиная от анализа психофизиологического и эмоционального состояния оператора (пилота, водителя и т.п.), заканчивая мультимедийными мобильными приложениями для анализа эмоционального состояния собеседника. Тренд на удаленную работу и самозанятость открывает такие области применения данных приложений, как консультации психологов, собеседование онлайн, оптимизации человеческих ресурсов компаний и организаций. Показаны перспективы использования новейших вариантов реализации эмоциональных анализаторов.