Аннотация:Целью исследования является комплексное изучение драгоценного обрамления жалованных царских «персон» в России в петровское время. Автор статьи поставил задачи рассмотреть проблемы, связанные с возникновением подобных наград в России, с обстоятельствами создания драгоценных оправ этого времени, с мастерами, их изготавливающими, с возможными «прототипами» рисунка алмазного обрамления, с аналогичными западноевропейскими наградами и т.д. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом изучения стали наградные знаки – царские «персоны» первой четверти XVIII в. (эмалевые и живописные миниатюрные портреты Петра I, а также чеканные медали). При работе над статьей были использованы как письменные (неопубликованные архивные документы), так и изобразительные (портреты вельмож петровского времени, представленные с этими наградами; изображение «персон» на литографиях середины XIX в.) источники и др.Благодаря исследованию удалось определить, что драгоценные оправы жалованных царских «персон» первой четверти XVIII в. имели общий рисунок, восходящий к единому образцу. Скорее всего, при создании обрамления наградных знаков в России мастера опирались на внешний вид царских «персон», привезенных Петром I из Англии и Голландии после Великого посольства. Эти западные образцы, в свою очередь, имели «дизайн», характерный для подобных королевских наград XVII в. В результате проведенной работы установлены имена некоторых ювелиров, изготовлявших алмазные обрамления «персон» в России в это время. Это «иноземцы» Я. Вестфаль, К. Болдан, И. Яспер. Причем значительную часть таких обрамлений (более ста) создал Якоб Вестфаль. Рисунок драгоценной оправы, заложенный в царских «персонах» в петровское время, продолжит свое существование в подобных же наградах российских правителей и в XVIII–XIX вв.