ОСОБЕННОСТИ "РАССУДОЧНО-ЭМПИРИЧЕСКОГО" ТИПА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ МЕЖДУ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЕЙ И "БРЕЖНЕВСКИМ" СССР)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:В статье анализируются отдельные аспекты исторического сознания российской молодежи, связанные с восприятием и использованием исторических аналогий. Эмпирической базой исследования послужили материалы опроса, проведенного в сентябре — ноябре 2019 г. среди обучающихся высших учебных заведений Москвы, Казани, Саратова и Пензы (объем выборки — 576 человек), а также результаты фокус-группы на полях Всероссийского форума молодых политологов «Дигория» (Республика Северная Осетия — Алания, 15–21 сентября 2019 г.). Авторами выявлено, что преобладающим типом исторического сознания студенческой молодежи в настоящий момент является «рассудочно-эмпирический», предполагающий некритическое восприятие исторических аналогий. Его особенности были рассмотрены на примере параллели между современной Россией и «брежневским» СССР. Отмечено, что, столкнувшись с необходимостью обосновать проведенную аналогию, молодые люди ощущают недостаток фактологических знаний. Это приводит к спонтанному «конструированию» прошлого в соответствии с текущими политическими установками респондентов, причем коммуникативная память (ссылки на мнение пожилых членов семьи или других знакомых представителей старшего поколения) практически не задействуется.