Аннотация:Рассмотрены принципы психологизма в раннем творчестве А. Грина. Материалом для анализа послужил «Рассказ Бирка» (1910), в котором реалистический опыт описания сознания человека сочетается с чертами романтической психопоэтики. Указано на лермонтовские традиции в изображении психики героя и его мышления. Внимание акцентировано на специфичных для прозы 1900–1910-х гг. особенностях показа внутреннего мира человека, в частности на модернистской трансформации пространства, диссоциации персонажа, автономности сознания. Проанализированы экспрессивные детали состояния героя накануне, во время и после несостоявшегося суицида. Суммирован ряд психологических приемов, использованных Грином для создания образа человека, оказавшегося в чрезвычайных обстоятельствах: мотивация алогичных действий, взаимосвязь и последовательность душевных импульсов, отражение мыслей в рефлексии, конфликт желания и рассудка, введение в повествование воображаемой реальности, разрушение эффекта таинственности. Соотнесены два типа сознания: адекватное и патологическое. Сделан вывод о повышенной функциональности образа сознания в сюжете и композиции «Рассказа Бирка». Отмечена предложенная Грином полемичность вопроса о степени достоверности и вымышленности событий. Высказано предположение об их психиатрической основе — изображении Грином такого недуга, как двойная ориентировка, что позволяет сделать вывод о квазифантастичности повествования.