Аннотация:Статья посвящена итогам I, II и III волн политологического проекта – «Глобального исследования политизации социальных сетей». В качестве научной методологии был избран контент-анализ политического дискурса социальных сетей, принципы компаративистики, а также метод кейс-стади. Финальная волна проекта дополнительно подтвердила, что подрыв доверия граждан различных государств к таким демократическим институтам, как партии и парламент приводит не только к видимым последствиям – политическому абсентеизму и общественному эскапизму, но и провоцирует более глубокий процесс стремительной политизации сообществ социальных сетей Интернета. Эмпирические данные волн показывают, что в странах различных регионов – от Латинской Америки до Восточной Европы – существуют провластные, умеренно оппозиционные и радикальные сетевые сообщества, формирующие общие сетевые политические культуры и соответствующие политические сетевые идентичности. Авторы обнаружили, что из-за роста коммуникационных связей представителей аморфных политических субкультур на базе сетевых сообществ Интернета формируются более устойчивые и постоянные сетевые политические идентичности. Подобное можно связать с «принципом Стаута», согласно которому длительная политическая практика трансформируется в политическую традицию. Следовательно, для разрушения сетевой политической идентичности нужны более фундаментальные политические и социально-экономические процессы. Сделано и другое наблюдение: в настоящее время активно развивается сегмент ИТ-бизнеса, заинтересованный в «погружении» граждан в социальные сети. Политико-консалтинговые фирмы, связанные с данным сегментом бизнеса, нацелены исследовать активность интернет-пользователей посредством инновационной психометрической методологии Big Data. Заказчиком такого рода исследований являются следующие политические субъекты: государство, партии, близкий к ним бизнес, а также экстремистские организации. Результатом этого становится целостный политико-технологический процесс, тесно связанный с сетевыми политическими идентичностями: анализ цифровых следов пользователей с помощью инструментов Big Data; выявление политизированных пользователей Интернета и существующих сетевых политических идентичностей; таргетированная микро-целевая пропаганда; новая, итоговая сконструированная целевая аудитория в виде сетевой политической идентичности или группы лояльных пользователей. Неслучайно исследование показало, что в различных странах мира власти нацелены не только на политическую цензуру, но и на создание в Интернете собственных «носителей легитимности», провоцируя конструирование относительно устойчивых сетевых политических идентичностей через распространение специфических алгоритмов взаимодействия граждан в социальных сетях.