Аннотация:Соотношение науки и религии можно более четко представить в ракурсе выделениярефлективного и валюативного видов знаний. При этом если рефлективное знаниераскрывает объект в собственной логике его бытия, то валюативное знание представляетценностное осмысление мира. Пример развития анатомии в эпоху Позднего Возрождениясвидетельствует о том, что отсутствие официального запрета на аутопсию и достаточнолиберальная церковная практика в этом отношении в некоторых странах (как это было,например, в Венецианской республике) способствовали революционным изменениям в этойнауке, построению ее на базе рефлективного знания, что было, в первую очередь, связанос творчеством Везалия. При этом валюативные знания, выработанные на основерелигиозного ценностного осмысления мира и человека, были вполне совместимыс рефлективными знаниями анатомической науки. Вместе с тем, когда религия и наукасталкиваются на почве рефлективного знания, между ними возникают конфликты, что также 282нашло отражение в творчестве Везалия, когда из-за расхождения с Церковью его книга«О строении человеческого тела» была запрещена Папским Престолом. Аналогичныеконфликты науки и религии возможны и на базе валюативного знания, что видно на примережизни и творчества М. Сервета. В связи с этим представляется, что плодотворноевзаимодействие науки и религии возможно в рамках установленных границ рефлективногои валюативного знаний