Аннотация:В последние годы Россия впервые стремится заявить о себе как о важном экономическом партнере Южной Африки. Россия сталкивается с «имиджевыми» проблемами, которые затрудняют экономическое взаимодействие с ЮАР. Образ России в массовом сознании южноафриканцев формируется, прежде всего, местными журналистами, политиками и общественными деятелями. Но в ЮАР нет популярных изданий и сайтов, которые последовательно поддерживали ли бы межгосударственные усилия по укреплению торгово-экономического взаимодействия с Россией.
Южноафриканцы рассматривают российские инициативы как альтернативу западному и китайскому влиянию на местную экономику. В южноафриканском массовом сознании уважение к западным ценностям, достижениям и культуре сочетаются с неприятием западной внешнеполитической и экономической гегемонии. Таким образом, южноафриканцы рассматривают Россию как противовес Западу, но не как замену ему.
По-видимому, большинство южноафриканцев считают желательным экономическое сотрудничество с Россией. Но память о неудачных попытках взаимодействия с российскими госкомпаниями заставляет южноафриканскую общественность настороженно относиться к крупным межгосударственным проектам.
Опыт российских частных компаний показывает, что эффективное сотрудничество с Южной Африкой возможно, если россияне готовы работать там долго и планомерно, адаптироваться к местным условиям и учитывать серьезную конкуренцию, в т.ч. со стороны западных и китайских фирм.