Аннотация:Статья посвящена анализу женского образа Клэр и его вариантов в произведениях Гайто Газданова. Данный тип персонажей в творчестве Газданова нередко выступает в качестве конкретного представления “прошлого” в настоящем, т.е. важной части “того утраченного мира" для главного героя. Однако пристальное изучение позволяет заметить, что авторское отношение к типу Клэр и раскрытый за ней мир в воображении постепенно изменяются в творческом пути. В романе «Вечер у Клэр» автор ещё поддерживает приоритет того прошлого мира над настоящим, а в рассказе позднего периода «Судьба Саломеи» повествователь уже стремится к освобождению от тени прошлого. Причина того изменения заключается в переход Газданова от романтического теургического миропонимания в феноменальное. В поздний период писатель переоценивал реальный мир и оправдал земное бытие в силу того, что углубление в собственный внутренний мир может приводить к одиночеству и растворению свой “Я” в воображении. Целью нашего исследования оказываются проследование изменения роля типа Клэр в творчестве Газданова и раскрытие разных типов отношений главного героя и героиней, чтобы доказывать эволюцию размышления писателя о проблеме “Двоемирие”. В качестве материалов исследования выбираем роман «Вечер у Клэр», рассказы «Хана» и «Судьба Саломеи». Актуальность работы заключается в раскрытии роля типа Клэр в газдановской художественной системе “Двоемирие” как определенный литературный прием, а также в новом аспекте изучения эволюции миропонимания Гайто Газданова.