ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В ШКОЛЕ И ДОМА: КАКОЙ ВЫБРАТЬ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ (An idiom (phraseological) dictionary at school and at home: which to choose and how to use)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:В статье представлены результаты анализа современных школьных фразеологических словарей с лингвистической и лингвометодической точек зрения. Цель статьи - показать читателям, и прежде всего учителям русского языка, возможности использования данных фразеологических словарей в школьной практике, предложить рекомендации по организации работы с фразеологическим словарем как справочником, учебным пособием и книгой для семейного чтения. Применение авторами статьи методов компонентного, контекстуального, историко-этимологического и лингвокультурологического анализа, а также методики этимологического парафразирования и лингвометодического фразеографического конструирования позволило разработать концепцию интерактивной аспектной и комплексной учебной репрезентации фразеологизмов, которая реализована в опубликованных словарях и также представлена в статье. Внимание учителя - пользователя фразеологических словарей - обращается на выявленные в ходе их анализа недочетыв оформлении таких параметров словарной статьи, как заголовок, толкование оборота и этимологический комментарий. Даются рекомендации по выбору словарей, корректно репрезентирующих фразеологизмы. Инновационные учебные фразеологические словари, соответствующие деятельностному подходу в обучении, представлены в статье материалами Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии ПсковГУ. Методически значимым в этих проектах является соотнесение параметрических зон словарных статей с уровнями освоения фразеологизма. Работа с занимательным этимологическим словарем на уроке и дома формирует у юного читателя исследовательские качества, позволяет освоить насыщенный культурно-исторический фон фразеологизмов. Фразеологический словарь-практикум расширяет активный фразеологический запас школьника, развивает речевые навыки. Словари в рассказах, рекомендуемые для семейного чтения, предлагают читателям увлекательную сюжетную репрезентацию фразеологизмов, содержат разноплановые задания для совместного творчества взрослых и детей. Таким образом, проведенное сравнение современных учебных фразеологических словарей должно помочь учителю выбрать необходимый словарь и организовать работу с ним в соответствии с намеченными целями и задачами.