Аннотация:Актуальность исследования заявленной в статье проблемы обусловлена обнаруженным противоречием между пониманием частью педагогической общественности милосердия как «буржуазной выдумки», пренебрежением этим понятием и его трактовкой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как базовой национальной ценности. Цель статьи заключается в обосновании милосердия в качестве приоритета нравственного здоровья русского человека, неотъемлемого элемента русской народной культуры, зафиксированного в его генетической памяти, и психолого-педагогического объяснения совокупности условий, обеспечивающих развитие милосердия у школьников в их образовательной деятельности. В статье с использованием цивилизационного и аксиологического подходов обосновано, что милосердие «хранится» в «коллективном бессознательном» русского народа, отражающем мысли и чувства, общие для всех русских людей, являющимся результатом их общего эмоционального прошлого. Милосердие в педагогической практике следует рассматривать как основу для формирования у ученика нравственно-этической ориентации, то есть одного из личностных универсальных учебных действий.