ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИГРУШЕК В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ЦЕНТРЕ МГППУстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, автор рассматривает специфические характеристики игры и функции игрушки. В качестве главного призна- ка игры рассматривается расхождение реальной и мнимой ситуации, когда ребенок в игре начинает действовать не в реальном, а в смысловом по- ле. Анализируются функции игрушки, к которым, прежде всего, относятся выражение своего опыта и освоение окружающего мира. Формулируются требования к игрушке как к материалу и средству игры. Показаны тенденции развития современного рынка игрушек и актуальность их психолого- педагогической экспертизы. В последней части статьи приводятся критерии психологической оценки игрушек, используемые в Московском город- ском центре МГППУ. Первым шагом является этико-эстетический фильтр, который не допускает до экспертизы игрушки, опасные с точки зрения психологического воздействия на ребенка. Игрушки, прошедшие этикоэстетический фильтр, анализируются по следующим критериям: привлека- тельность игрушки для ребенка, задающая мотивационную основу игры; открытость ориентиров, обеспечивающая развивающий потенциал игрово- го действия; операциональные возможности игрушки, способствующие самостоятельности детского действия. Игрушки, соответствующие критериям экспертизы, получают знак «Детские психологи рекомендуют».
The author examines specific characteristics of play and functions of toys based on the concept by L. S. Vygotsky. The divergence of real and imaginary situations, when child begins to act outside the reality domain in the play, and enters the semantic one, is considered as the main feature of the play. The functions of toys are analyzed, which include, first and foremost, an expression of own experience and mastering of the world around. The requirements for toys as to material and means of the play are formulated. The trends of the modern toy market development are shown and the relevance of their psychological and educational assessment is outlined. The criteria for psychological assessment of toys used in the Moscow City Center at MSUPE are described. On the first step the ethical and aesthetic filter is applied, which does not admit for further evaluation the toys that are dangerous in terms of psychological impact on the child. Toys that passed through the first step are analyzed according to the following criteria: attractiveness of a toy for a child that sets the motivational grounds for the play; openness of the landmarks, that provide for the developing potential of the play act; operational features of a toy that promote independence of the child act. Toys that satisfy the examination criteria receive a sign "Child psychologists recommend".