Аннотация:В статье рассматриваются место и роль тамильского поэта и шиваитского бхакта VIII в. Сундарара в структуре шиваитского канона «Панниру Тирумурей». Творчество Сундарара занимает 7-ю книгу канона, а его знаменитый список 63 рабов Шивы, приведенный в 39-м падигаме, стал структурной основой построения агиографических нарративов канона шайва-бхакти. Будучи любимым бхактом и другом Шивы, Сундарар занимает совершенно особое место в ряду других бхактов, отличаясь от них в том числе иконографически: он часто изображался в кругу семьи, с женами, родителями, а также со своим другом бхактом Чераманом Перумалем. Биография Сундарара значительно отличается от биографий других бхактов, в том числе возможностью напрямую общаться с Шивой на равных. Завершением жизни Сундарара стал торжественный, праздничный, «царский» въезд на Кайласу. Это восхождение рассматривалось верующими как зримая модель наивысшей милости Шивы и стало темой завершающего раздела «Перия-пуранам» и росписей храма Брихадишвары в Танджавуре. Таким образом, Сундарара можно рассматривать как главного и наиболее любимого бхакта, занимающего первое место среди всех других рабов Шивы.
The article discusses the place and role of the Tamil poet and Śivaite bhakta of the 8th century. Cuntarar in the structure of the Śaivite canon Paṉṉiru Tirumuṟai. Cuntarar’s hymns occupy the 7th book of the canon, and his famous list of 63 bhaktas, given in the 39th patikam, became the structural basis for constructing the canon and the hagiography of śaiva-bhakti. Being the beloved slave of Śiva, Cuntarar occupies a very special place among other bhaktas, differing from them iconographically also: he was often depicted in the family, with his wives, parents, and with his close friend and bhakta Cēramāṉ Perumāl. The biography of Cuntarar differs significantly from the other bhaktas biographies including the ability to communicate directly with Shiva on an equal footing. The life of Cuntarar was completed with solemn, festive, “royal” entry to Kailāsa. Believers regarded this ascent as a visible model of Shiva’s highest grace and became the theme of the final section Cēkkiḻār’s Periyapurāṇam and the paintings of the Bṛhadīśwara temple in Thanjavur.