Аннотация:Статья посвящена анализу известного стихотворения А.А. Фета. Рассматриваются особенности композиции в их соотнесенности с мотивами
произведения (принцип отражения и т.д.), анализируются композиция пространства, оппозиции романтического происхождения, на которых строится
семантика текста, функции тропов (в том числе метафорического эпитета
зеркальный), словесные повторы с вариациями, аллитерации и рифмы. Показана сложная связь между первым катреном и двумя последующими. Если
в первом стихе первого катрена описано небо, то во втором — земля, причем
верхний и нижний миры словно изоморфны: в небе — зеркальный, полупрозрачный, блестящий, подобно воде, месяц; на земле — травы, унизанные
каплями воды (росы) — каплями, очевидно, блестящими, отражающими
лунный свет, иначе они не были бы заметны наблюдателю, лирическому
я. Вторая строфа почти целиком, кроме части первого стиха, посвящена
миру чувств лирического я, при этом в ней устанавливается соответствие
между внешним и внутренним. Первая и третья строфы, образующие композиционное кольцо, отчетливо противопоставлены второй, срединной.
вторая и третья строфы соотносятся с первой как ее своеобразные отражения. Мотив отражения (зеркала), намек на который дан в эпитете месяца
зеркальный, определяет композицию текста. Во втором катрене повторены
такие мотивы начального четверостишия, как свет и тени, но теперь свет и
тени становятся характеристиками переживаний лирического я; в концовке третьего четверостишия словно отражаются первые строки начального
катрена. Принцип отражения как будто бы подчиняет себе и внутренний
мир я, и структуру текста.
Прослеживается на примере анализируемого стихотворения его импрессионистическая, ассоциативная («музыкальная») установка. Демонстрируется, как автор оригинально реинтерпретирует традиционные для
романтической поэзии мотивы, создавая семантически многомерный текст
с небанальной поэтикой.