Распространенность татуировок среди учащихся общеобразовательных школ: социально-психологические аспектыстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы распространенности татуировок среди подростов, гендерные и возрастные особенности мотивации нанесения татуировок, специфика социального поведения подростков, имеющих татуировки; наличие татуировок среди подростков, склонных к девиантным формам поведения. Выборка: 32 714 учащихся 7-11 классов, из них на наличие изображений на теле указали 1517 человек. Данные собраны с помощью анонимного анкетного опроса. Показано, что с переходом из основной школы в старшую увеличивается доля учащихся, имеющих татуировки. При этом интенсивность приобщения к культуре тату в старшем школьном возрасте среди девочек выше, чем среди мальчиков. Описаны ценностно-мотивационные установки, определяющие роль татуировки как знакового средства манифестации подростком отношения к сексуальной проблематике. Выявлено, что на этапе младшего подросткового возраста желание подростка сделать татуировку определяют стремление самоутвердиться в своем ближайшем социальном окружении и поиск групповой идентичности. К 9 классу татуировка чаще используется для выражения индивидуальности. Показано, что в среднем, подростки с татуировками имеют более низкую успеваемость и менее склонны соблюдать школьные правила. Подобное ненормативное поведение подростков с тату и их стремления к социальному лидерству вызывают буллинг со стороны одноклассников. Выявлено, что среди учащихся с татуировками гораздо более распространены девиантные формы поведения: употребление нецензурной речи, курение, употребление алкоголя и наркотиков, участие в драках. Татуировки анализируются как способ знакового выражения принадлежности к определенному типу подростковой субкультуры