Аннотация:Основной целью данной статьи является осмысление русского авангарда с философской точки зрения, а также анализ современных представлений об этом феномене. Основное внимание уделяется подходам, в которых русский авангард исследуется не в рамках истории искусства, а в контексте философско-антропологического дискурса. Исследование проводится по материалам современных отечественных мыслителей, главным образом Ф.И. Гиренка, Н.Н. Ростовой, В.И. Мартынова, подходы которых представлены в коллективной монографии «Философия русского авангарда». Выбор данных авторов не случаен, так как их взгляды наиболее близки с философской точки зрения феномену русского авангарда, отличительной чертой которого является попытка осмыслить время как поворотное: с одной стороны, как время конца, а с другой — как время возможного нового начала. По этой причине особое внимание уделяется философии М. Хайдеггера и его критике современности. Ключевой фигурой для анализа русского авангарда является К. Малевич и его проект супрематической живописи, манифестом которой стала картина «Черный квадрат». Особый интерес представляют рецепции русского авангарда В.И. Мартынова, поскольку его высказывания наиболее радикальны, что делает его близким по духу выразителем идей русского авангарда. Анализ идей русского авангарда в рамках философско-антропологического дискурса позволяет сделать вывод о том, что основу феномена авангарда составляет идея о литургическом состоянии творящего человека, и путь к этому истоку пролегает не через слово, а через особую форму молчания.