«Вольные гавани»: советско-немецкое сотрудничество в области воздухоплавания и освоения Арктикистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:В 1924 г. немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс обратился к советскому правительству с предложением о сотрудничестве в области воздухоплавания. Он предлагал создать концессионную компанию по перевозке пассажиров дирижаблями из Европы в Восточную Азию, предоставив пунктам базирования дирижаблей право экстерриториальности, сделав их «вольными гаванями». Целью исследования является представление результатов советско-немецкого сотрудничества в области развития воздухоплавания и тех задач, которые планировалось решить с помощью дирижаблей при освоении арктических территорий. Анализ источников показал, что проект В. Брунса виделся советским чиновникам сомнительным с точки зрения окупаемости, и они не были готовы выделять средства на его осуществление. Власти были заинтересованы прежде всего в получении немецких технологий и локализации строительства грузоподъемных дирижаблей на советских верфях. В данной статье особое внимание уделяется тому, как проект В. Брунса оценивали эксперты, среди которых ведущую роль играли военные. Они выступили против регулярных перелетов через советскую территорию дирижаблей с иностранными экипажами, так как считали это потенциальной угрозой обороноспособности страны. Больший интерес для властей представлял другой проект В. Брунса по организации международной научной экспедиции по изучению Арктики. Практическим результатом этого проекта стал полет в 1931 г. немецкого дирижабля «Граф Цеппелин», в составе летной команды которого находились советские специалисты. Однако затем более значимым для советских властей стало сотрудничество с итальянским воздухоплавателем Умберто Нобиле, осуществлявшим в СССР постройку дирижаблей.