Аннотация:В марте 2020 г. вузы России, как и многих других стран, были вынуждены экстренно перейти на дистанционный формат обучения, что привело к необходимости срочной организации непрерывного обучения студентов и проведения всех аттестационных форм в новых условиях. В данной работе рассматриваются особенности и общие проблемы перехода на дистанционное обучение в системе отечественного высшего образования. Статья подготовлена по результатам анализа неструктурированных интервью студентов, в которых они обозначили те проблемы, с которыми они столкнулись весной 2020 г., а также в течение следующего учебного года: осень 2020–весна 2021. Для углубленного анализа были выбраны по временному лагу обучения интервью, в которых наиболее полно отражены проблемы перехода на дистанционное обучение в пограничных ситуациях, как например: окончание школы (выпускные экзамены), поступление в вуз, учеба на первом курсе инженерной специальности, завершение бакалавриата и поступление на первый курс магистратуры другого вуза иного профиля, год обучения по гуманитарной специальности, завершение учебы в магистратуре, поступление в аспирантуру. Двое информантов являются учащимися региональных вузов, одна студентка учится по программе специалитета. Студенты описывают положительные и отрицательные стороны удаленного обучения, одновременно обсуждая перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России. В статье также приводится сравнительный анализ проблем дистанционного обучения в работах российских и зарубежных исследователей. На основе выполненного исследования авторы пытаются оценить меры государственной политики в сфере образования в период первой волны пандемии COVID-19, а именно введение и организацию в вузах экстренного дистанционного обучения.