Аннотация:В статье раскрывается специфика репрезентации «магического» в художественных произведениях Новалиса (1772–1801), поэта и философа йенского круга романтиков. Магия рассматривается как исторически меняющийся феномен культуры, в котором закрепились определенные мифологические и протонаучные представления о мире. Этот феномен нередко находил свое преломление в искусстве и литературе, особенно на рубеже XVIII–XIX вв., когда мистическая тематика и образы сверхъестественного составляли заметную часть романтической культуры. В творчестве Новалиса магия растворилась в философии, природе, любви и искусстве, став в большей степени их характерной особенностью, чем самостоятельным явлением. Тем не менее, философия Новалиса своеобразно развивает базовые принципы магического мышления, а его художественные произведения изобилуют магическими темами и образами. Свои эстетико-философские воззрения сам Новалис определял как магический идеализм, подразумевающий возможность перехода из реального в идеальное и наоборот. Эти взгляды проявились в магической концепции природы в «Учениках в Саисе» (1802), согласно которой в природе дремлет Мировой дух, связь и единство с которым даруют сверхъестественные возможности. Такими же возможностями наделяет любовь. Так, например, в «Гимнах к ночи» (1800) даже смерть не может разорвать мистическую связь между влюбленными. В неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (1802) искусство и поэзия по своему воздействию на действительность уподобляются магии, а поэт волшебнику и жрецу, что заметно на примере образов Ариона, Клингсора и самого Генриха.