Аннотация:В статье-рецензии рассматривается одна из идей книги А. В. Каравашкина «Властьв средневековой Руси. Смысловые уровни полемических текстов» (2021) – конвенциональные модели, трактующие отношения правителя-мучителя и его жертвы. Противостояние мученика мучителю-язычнику выражается в обличении, отношениемученика к тирану-христианину – в кротком приятии смерти. А. В. Каравашкин прослеживает эволюцию этих двух моделей, проявившуюся, в частности, в наделении тирана-христианина признаками вероотступника и в изображении жертв обличителямиего преступлений. В статье показано, что две модели совмещены еще в новозаветномповествовании об убиении Стефана Первомученика и что в действительности фигурамучителя-христианина соотносится с царями-язычниками и отступниками еще в памятниках Борисоглебского цикла. Прослеживается, как князь Андрей Курбский реализует парадигму обличений мучителя в своих посланиях Ивану Грозному.