Место издания:Таллинский университет. Институт гуманитарных наук
Аннотация:Цель доклада – познакомить зарубежную и российскую публику с опытомподготовки школьников старших классов к олимпиадам по литературе(Всероссийская олимпиада школьников, «Ломоносов», «Высшая проба», «ПокориВоробьевы горы!»). Основа любой литературной олимпиады – не просто тест назнание фактов из истории литературы. Прежде всего это написание филологическогоанализа художественного текста, который учащийся не в силах выполнить, необладая навыками критического мышления и построения письменного 34высказывания. Более того, немногие имеют навык работы с текстами разных типов(например, правила языковой организации классицистического,импрессионистического или концептуального типов текстов будут разительноотличаться). На эту проблему обратил внимание еще М. Л. Гаспаров, который взнаменитой статье «„Снова тучи надо мною…”. Методика анализа», знакомой почтивсем олимпиадникам, представляет «пересказы» лирических стихотворений, но непоказывает, как они строятся на уровне языка. Лингвистический анализ текста – неновость в научном мире: вспомнить хотя бы знаменитую статью Р. О. Якобсона иК. Леви-Стросса «„Кошки” Шарля Бодлера» или труд Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарина«Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика». Однако этоновость для школьного учителя, который едва ли знает о написанном еще в началеXXI века учебнике «Русский язык. От слова к смыслу» Г. А. Золотовой, Г. П.Дручининой и Н. К. Онипенко, нацеленном на развитие лингвистическихкомпетенций при чтении любого, в том числе и художественного, текста. Опираясьна метод семантико-синтаксического (Г. А. Золотова, М. Ю. Сидорова, Н. К.Онипенко, А. В. Уржа) и когнитивного (М. Я. Дымарский, И. Р. Гальперин) анализатекста, обращаясь к понятиям дейктического центра (Ю. Д. Апресян) исемантической классификации предикатов (Т. В. Булыгина), мы разработалиметодические рекомендации, которые помогут учителям-словесникам применитьнаучные знания в преподавании литературы для старшеклассников