Аннотация:С активным развитием современного искусства, включающего в себя новые области (в т. ч. современные технологии), все актуальнее вопрос – что является искусством? Чтобы очертить границы искусства, необходимо выяснить, имеют ли образы художественного творчества собственный онтологический статус или же являются лишь производными от комбинаций явлений внешней реальности. Мы обратимся к театральной практике, позволяющей выделить онтологические основания сценического образа.
Определение онтологического статуса художественного образа посредством анализа проблемы восприятия. Выявление взаимосвязи восприятия художественного образа с проблемой связи сознания и тела на примере актерской работы.
Задачи: Осуществить анализ понятия «художественный образ»; показать взаимосвязь его онтологического статуса с проблемой восприятия; на примере сценического образа выявить важность взаимодействия тела и сознания при его создании;
В процессе работы над исследованием использовались: историко-философский подход к проблеме восприятия, герменевтический метод, методология обобщенной телесности в работах театральных теоретиков.
Проведен историко-философский анализ проблемы восприятия, осуществлено приложение его результатов к ситуации восприятия художественного образа. Выявлена связь восприятия и взаимодействия тела и сознания на примере сценического образа.
В результате исследования выяснилось, что онтологический статус художественного образа предполагает единство его «вещности» и метафизической составляющей. Данное положение подтверждают исследования в области театра, демонстрирующие, что сценический образ предполагает синтез сознания и тела актера в момент театрального действа.