Аннотация:Целью данной работы является попытка показать то, каким образом связан проект реконцептуализации субъекта с эффектами критики Просвещения. Для решения этой задачи выделяется два предшествующих проекта концептуализации субъекта: предложенный классической философией проект концептуализации субъекта (субъект цел и транспорентен) и предложенный неклассической философией проект деконцептуализации субъекта (субъект рассеян и асубстанционален). Отмечается, что в словосочетании «критика Просвещения» заложена продуктивная двусмысленность: с одной стороны, критика, предложенная в эпоху Просвещения по отношению к определённым социальным феноменам, с другой - критика по отношению к критике Просвещения. Выявляются определённые эффекты, произведённые критикой Просвещения и критикой критики Просвещения. Этими эффектами являются, например, децентрация мира, критика классической новоевропейской метафизики, критика концепции классического субъекта, просвещенное ложное сознание, современный цинизм. Таким образом, выясняется, что такое критика Просвещения и что такое проект реконцептуализации субъекта. Чтобы показать, каким образом критика может переходить из поколения в поколения, и как это может влиять на концепцию субъекта, рассматривается проблема следования правилу (Л. Витгенштейн) через призму концепции следования социальных эстафет (М. А. Розов).