Аннотация:Статья посвящена русским гражданским и церковным постройкам второй половины XVIII в., объединенным темой крепости. Подражание крепостной архитектуре проявилось в них через воспроизведение характерных планировочных и объемно-пространственных решений, а также путем наделения этих сооружений конвенциональными смыслами крепости как символа, которые включали тему древнего замка, мемориала военной славы и, позднее, национальной старины. Образ крепости был тесно связан с неоготикой, однако ею он не исчерпывается. Не сводится он и к типу «потешной» крепости: в отличие от утилитарных сооружений вроде Петерштадта образ крепости открывается как эстетическая идеализация фортификации, воплощенная в архитектурном произведении благодаря воображению заказчика и искусству архитектора. В статье проанализировано происхождение и развитие образа крепости в различных проявлениях, начиная со времени царствования Елизаветы Петровны и вплоть до конца XVIII в., рассмотрены итальянские и английские прототипы и пути их проникновения в русскую архитектуру. Особое внимание уделено интеграции образа крепости в древнерусские ансамбли, а также его применению в архитектуре малых форм, к примеру, церковной ограде. В качестве «кульминации» развития этой темы в русской архитектуре представлены большие декоративные «крепости» в дворянских усадьбах конца столетия, как особое явление русской провинциальной архитектуры, в которых образ крепости достигает наиболее высокой степени свободы от западноевропейских образцов и художественной самобытности.