Аннотация:Целью нашего исследование стал поиск возможных изменений показателей сердечно-сосудистой системы у подростков в период с 2004 по 2020 годы на фоне массового внедрения в образовательную среду цифровых технологий. Проведен сравнительный анализ показателей сердечно-сосудистой системы учащихся 8-х классов (возраст от 13.9 до 15.4 лет), в 2004 году – 57 девочек и мальчиков, в 2020 году – 53. Использован приборный комплекс спироартериокардиоритмограф, позволяющий оценивать сердечный ритм (СР) и пальцевое артериальное давление (АД), спектральные показатели вариабельности СР, вариабельности систолического АД (АДС) и диастолического АД (АДД). Регистрации длительностью 2 минуты проводили в положении сидя, в спокойном состоянии. Все исследования проведены в школе, во время учебных занятий, в феврале-марте. В 2020 году все измерения были завершены до введения ограничений и перевода школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. Обнаружено возрастание средних величин АДС: у девочек от 110.1±3.4 до 133.9±3.9 мм рт.ст., у мальчиков от 105.9±2.4 до 137.8±4.4 мм рт.ст. Соответственно, доля подростков с повышенным АДС возросла с 33.4% до 77.2% среди девочек, и с 18.5% до 74.2% среди мальчиков. В спектре вариабельности СР при постоянстве суммарной мощности выявлено возрастание относительной мощности диапазона LF и тенденция к снижению абсолютной мощности диапазона VLF. В спектре вариабельности АДС обнаружено возрастание суммарной мощности при усилении всех диапазонов, но со снижением относительной мощности диапазона LF. В спектре вариабельности АДД при постоянстве суммарной мощности зафиксировано снижение абсолютной мощности диапазона VLF. Изменений стресс-индекса и альфа-индекса не обнаружено. Различия в динамике показателей между девочками и мальчиками отсутствовали. Полученные данные можно интерпретировать как возрастание симпатических и супрабульбарных (психоэмоциональных и гуморальных) влияний на сердечно-сосудистую систему у подростков в 2020 году по сравнению с 2004 годом. Причиной же может быть более выраженное психоэмоциональное напряжение во время учебных занятий. Получению такого результата, скорее всего, помогло проведение исследования непосредственно в школе. Описанные результаты свидетельствуют о значимых сдвигах показателей сердечно-сосудистой системы у подростков с 2004 по 2020 годы, что можно рассматривать как адаптивный ответ их организма на изменения (в первую очередь – цифровизацию) образовательной среды. (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-14104 мк «Инструментальная оценка влияния цифровизации образования на физиологический баланс организма»).