Аннотация:Статья посвящена рассмотрению категории о-странн-ения как прежде всего модуса сознания либо автора художественного текста (ХТ), либо повествователя, либо персонажа. И это состояние в основе своей имеет такой интеллектуальный феномен, как удивление, а остраннение, осмысляемое в виде литературного приема, лишь воплощает языковыми средствами, а также композицией произведения его эмоциональные обертоны — эпифеномены, сопровождающие удивление с прямо противоположными знаками при нейтральном нуле: А) остраннение-констатация «0» (нейтральное восприятие нового и/или непонятного), Б) остраннение конструктивное «+» (приятие — конструктивное непонимание явления наблюдателем в его движении к пониманию, рождающее в читателе и эмоциональное приятие остранненного предмета, и интеллектуальный восторг перед интуицией художника) и В) остраннение деструктивное «–» (неприятие воспринимаемого, его о-чужд-ение, от-стран-ение от него, имеющее разные причины, дающие основание для его типологии) в его разновидностях, определяемых интенциями «остраннителя» и их языковым воплощением в иронии, абсурдизации, критике.