Аннотация:Введение: в последнее время в России обсуждается вопрос повышения ставки утилизационного сбора для автомобилей с одновременным введением компенсирующей субсидии отечественным производителям. Данную меру можно рассматривать как протекционистскую, хоть и прикрываемую необходимостью соблюдения экологических стандартов. В связи с этим встает вопрос о целесообразности проведения такой политики. Цель: анализ возможных последствий повышения ставки утилизационного сбора в России. Методы: сравнительный анализ, методы анализа, обобщения и экстраполяции результатов, эконометрические методы оценивания. Результаты: анализ данных из различных источников (Ассоциация европейского бизнеса, Федеральная таможенная служба, Росстат, Федеральная налоговая служба и др.) показал, что эффективные ставки утилизационного сбора растут существенно быстрее инфляции и индекса роста реальных доходов населения, а уровень налоговой нагрузки сбора в цене автомобилей довольно высок (15–30 %). В наиболее вероятном сценарии повышение сбора на 25 % приведет к росту цен на автомобили на 4 %, что снизит спрос на них примерно на 6 %. В совокупности это выразится в росте поступлений от сбора примерно на 17 %, из которых большую часть необходимо будет вернуть отечественным производителям. Выводы: несмотря на введение компенсирующей субсидии отечественным производителям, цены на отечественные автомобили также вырастут на 4 % для сохранения ценовых паритетов с импортными автомобилями. Рост цен затронет главным образом благосостояние домашних хозяйств с низкими доходами. Кроме того, при существующей структуре ставок рост утилизационного сбора усилит стимулы для использования непрозрачных схем «перегона» физическими лицами иностранных автомобилей в Россию. При скромном росте поступлений в бюджет обнаруживаются существенные негативные последствия от повышения сбора, в связи с чем его следует признать нецелесообразным.