Аннотация:Критическое мышление вошло в разработанный ООН перечень четырех «основных компетенций 21 века» (Пинская, 2019). Хотя единства понимания критического мышления в психологии нет, тем не менее условно можно выделить широкое и узкое определения. КМ в широком смысле понимается как набор правил и способов, позволяющих проверить результаты и процесс рассуждения на ошибочность (Д.Халперн, Д.Канеман и др.). Критическое мышление в узком смысле делает акцент на опровержении предположения. Данный подход базируется на методологическом фальсификационизме К.Поппера, а наиболее известной методикой в психологии в русле данного направления является «задача выбора из 4 карточек» П.Уэйзона. В ходе исследования модификаций задачи выбора оказалось, что конкретные формы задачи решаются эффективнее в сравнении с более абстрактными (Wason, 1972). Были предложены различные объяснения данного парадокса (Evans, 2015; Cosmides, 2010; и др.). Однако существенным оказывается несоответствие методологического фальсификационизма Поппера и эмпирического фальсификационизма, заложенного в методике задачи выбора: Уэйзон и последователи проверяют отдельную эмпирическую связь, в то время как для Поппера принципиальна проверка положения теории. Проблема имеет разрешение в психологии мышления при использовании подхода «понятие как теория» Д. Медина и Г. Мерфи. Авторы вводят понятие «согласованность», которое обозначает связь между признаками предположения. Помимо этого, было обнаружено, что в модификациях задачи выбора предположения чаще формулировались как правила, а не как гипотезы, что задает различные стратегии их проверки. Таким образом, варьирование в задачи выбора согласованности и формы предположения позволяет успешно объяснить причину лучшего решения «конкретных» задач в сравнении с «абстрактными» (Лукьянова, 2021), а также акцентировать значимость включенности в теорию для КМ, которую подчеркивал К. Поппер.