Аннотация:Экспериментальное исследование было проведено в трех десятых классах (всего получено полных отчетов для 59 человек, из них 31 мальчик и 28 девочек). При сравнении различных типов мотивации можно увидеть, что наиболее благополучной является группа подростков с преобладанием мотивации достижения. Наиболее ценные для себя сферы они оценивают как доступные, что является причиной отсутствия сильно выраженных конфликтов и вакуумов. Эту группу учащихся выгодно отличает от других позитивное и согласованное по ценности и доступности восприятие таких важных жизненных сфер, как «активность», «самосовершенствование», «преодоление препятствий», «прочные знания», которые в сочетании с положительным самоотношением и высоким саморуководством обеспечивают им адаптивность и внутреннюю гармонию. У подростков с преобладающей мотивацией аффилиации основанием стойких внутренних конфликтов является превышение значимости над доступностью в сферах здоровья, семьи и личной жизни, что связано с противоречивым, часто негативным самоотношением и неуверенностью в себе.