Аннотация:Предварительный конституционный контроль законов является одним из основных видов контроля конституционности и существует во многих странах мира, но в отечественной юридической литературе описание данного института сводится к изложению французской модели конституционного контроля. Целью данной работы является описание данного института на основании анализа конституций, законодательства, практики органов конституционного контроля и доктрины стран из разных частей света (Латинская Америка, Европа, Африка, Азия). При этом в работе изучается опыт только специализированных судебных органов конституционного контроля. Установлено, что важнейшими аспектами анализа данного института в различных странах являются: момент обращения в порядке предварительного контроля «на входе» и «на выходе», в том числе соотношение предварительного контроля и право вето; основные субъекты обращения; особенности производства (срок вынесения решения, вид производства, формирование предмета проверки); последствия вынесения решения о конституционности и неконституционности, в том числе соотношение с последующим конституционным контролем. Таким образом, предварительный судебный контроль закона осуществляется, как правило, с момента начала законодательной процедуры до подписания/промульгации закона, в частности контроль «на входе» — до принятия окончательного решения по закону парламентом. Между данными временными точками может располагаться вето главы государства, соотношение которого с предварительным контролем «на выходе» зависит от того, различается ли в стране вето по конституционным и политическим основаниям. Круг субъектов обращения в порядке предварительного контроля ограничен, но вне зависимости от формы правления наиболее часто обращающимися субъектами являются президент и группа парламентариев. Особенностями производства в порядке предварительного конституционного контроля в целом являются его преимущественно письменный характер, ограниченные сроки проведения, а также способ определения судом круга оспариваемых норм. При этом важны последствия вынесения решений не только о неконституционности, но и о конституционности, поскольку оно может привести к невозможности осуществления последующего конституционного контроля в отношении того же закона.