Аннотация:В статье анализируются аномалии, наблюдающиеся в различных сферах современной культуры, которые интерпретируются как «этические сбои», а также отказ от фундаментальных принципов западной этики – принципов справедливости, верности данному слову, стремления к общему благу и т.д. Принимая во внимание тотальность этих сбоев в смысле «горизонтальной» и «вертикальной» распространенности, выдвигается предположение о наличии глубинных онтологических изменений, влекущих за собой трансформации в сфере этики. Этот тезис обосновывается анализом структуры этического акта, который позволяет выделить в нем уровни «общественной» и «онтологической» экспертиз, а в самом этическом акте увидеть способ утверждения «трансцендентных» (ненаблюдаемых, отсутствующих в эмпирическом измерении) объектов и слоев социальной реальности. Этика в таком случае представляет собой сферу онтологического со-делания, способ утверждения легитимных конфигураций, границ и целей социального действа, включая социальную идентичность и субъектность индивидов. Необходимость сохранения собственной самости и способности к осмысленному действию рассматривается в статье как предельное основание социальной активности человека и источник «этической энергии», которая без внешнего принуждения детерминирует человека к этическому действию. Экзистенциальная вовлеченность в онтолого-этическое действо обусловливает тесную связь между этикой и метафизикой, которая прослеживается в статье на основе важнейших философских концепций и этнографического материала. Делается вывод о том, что проанализированные в статье культурные трансформации связаны с использованием конструктивистских воздействий на онтологические интуиции западной культуры, которые, однако, не затрагивают ее метафизического ядра, а потому угрожают пока лишь периферийным слоям западной онтологии.