Аннотация:Пассажирооборот почти всех аэропортов (за рядом исключений) в условиях пандемии COVID-2019 резко сократился (на 30-90%) – сильнее всего у тех, где доля международных пассажиров доминировала, меньше – где преобладали внутренние перевозки. Анализируются изменения рангов иерархии 60 крупнейших аэропортов мира и 60 аэропортов Европы, вызванные последствиями этой пандемии. Разработана методика оценка устойчивости и изменчивости такой иерархии. Сравниваются значения трех показателей изменчивости иерархии аэропортов (уровень внутренней неустойчивости иерархии системы, степень ранговой лабильности осредненного аэропорта, степень внешней устойчивости системы иерархии) в доковидный и в первой фазе ковидного периода. Уровень внутренней неустойчивости в мировой авиасистеме вырос с 82 до 98%, в европейской – с 62 до 93%. Степень ранговой лабильности аэропортов в мире увеличилась в 8,8 раз, в Европе – в 4,5 раз. Иерархия мировой и европейской систем аэропортов оказалась относительно устойчивой в доковидную эпоху. В условиях пандемии она деформировалась и стала очень неустойчивой. Основными ее деформаторами стали аэропорты тех стран, где ограничения на перелеты снимались значительно раньше, чем в остальном мире, а также вновь открытые.Эмпирическим путем выделены 5 типов изменчивости иерархии систем аэропортов: очень неустойчивая иерархия (65% и более аэропортов изменили свой ранг), относительно неустойчивая иерархия (50-65%), менее устойчивая иерархия (30-50%), относительно устойчивая иерархия (1-30%), устойчивая (ни один аэропорт не поменял свой ранг иерархии).Чем больше по территориальному охвату система аэропортов, тем более изменчива и неустойчива ее иерархическая структура. Очень большие по территориальному размеру системы более уязвимы к внешним воздействиям (пандемии), чем большие или средние, что и проявляется в степени изменчивости их иерархических структур.