Аннотация:В статье предлагается рассмотреть «Науку логики» Гегеля как проект, где самым важным является не описание «законов мышления», но скорее более точное определение теоретического уровня, на котором мышление само становится предметом собственного описания. Тем самым, с одной стороны, Гегель вскрывает парадокс, который лежит в основании логики как философской дисциплины, а с другой — стремится показать возможность существования логики в «экстремальных» условиях этого парадокса. В рамках такого подхода логика неотделима от теории познания — предполагается, что устройство или «форма» мышления не может быть «нейтральной» относительно своего содержания. Поэтому, по Гегелю, в действительности имеет место не логика изолированных, протекающих в сознании операций, но логика «самого предмета», который в этих операциях сам себя показывает и непосредственно реализует. На этом уровне нет разрыва между мыслящим сознанием и отделёнными от него предметами внешнего мира. Речь идёт об особом — «до-онтологическом» — измерении, где чувственный опыт субъекта ещё не организован и не структурирован, и предмет мышления и само мышление образуют единое целое. Такое измерение развёрнуто в историческом опыте философской мысли начиная с Античности, и фиксируется Гегелем под именем «Понятия» или «Абсолютного знания». В статье ставится вопрос, почему это измерение постоянно от нас ускользает, обретая в умах интерпретаторов Гегеля «полумистический» статус, и каким образом всё-таки можно в него проникнуть.