Аннотация:Выявлено, что характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом преобладающей мотивации учащегося и его пола. Показано, что значимость и доступность исследуемых групп ценностей в значительной степени определяется действующей мотивацией. Степень расхождения между ценным и доступным, между «хочу» и «могу» связано с самооценкой своих возможностей. При этом обнаружена тенденция противопоставления сознательного и эмоционального отношения к ценностям – ценности, являющиеся высоко привлекательными в мотивационно-эмоциональном плане, на уровне сознания недооцениваются по сравнению с другими. Это определяет и дальнейшее направление развития личности в сторону принятия общественно одобряемых общечеловеческих и учебных ценностей. Выявлены также некоторые гендерные особенности ценностных ориентаций, связанные с опережающим развитием девочек по сравнению с мальчиками того же возраста. С точки зрения развития временной перспективы показано, что у всех учащихся доминирует индекс «жизнь», то есть их стремления и желания большей частью относятся ко всей предстоящей жизни в целом. Таким образом, у них более выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью, их временная перспектива отличается глубиной и протяженностью, позитивной ориентацией на будущее.